В Антверпене, в бывшем Еврейском, теперь Алмазном квартале находится более 1,5 тысячи лавок и мастерских по огранке и производству этого ценного металла, 4 алмазные биржи, штаб-квартиры крупнейших корпораций, уникальный Музей Алмазов по соседству с удивительным по красоте зданием вокзала…
Помимо дома-музея великого мастера Рубенса, исполненного в духе итальянского палаццо, и в котором хранятся десять его работ, на Зеленой площади – Хрунплац находится памятник Петеру Паулю, а рядом расположен мемориальный Дом Йорданса, ученика Рубенса, в котором он также прожил несколько лет. За городской Ратушей находится церковь Святого Якоба, где покоится прах Рубенса – место обязательное для посещения. И, безусловно, нельзя не упомянуть о знаменитом готическом соборе Богоматери, самым большом из себе подобных в Бельгии со 123-метровой башней (кстати, на метр длиннее аналогичного собора в Брюгге, что является предметом давнего спора жителей двух городов). В этом храме, а еще его называют собором Пресвятой девы Марии, пережившим пожары и долгострой, хранятся два шедевра Рубенса – «Снятие креста» и «Воздвижение креста». И чтобы закончить с темой Рубенса дом Рококса на Кайзерштадт, мэра Антверпена, в котором кроме картин его друга Петера-Пауля, находится коллекция полотен Брейгеля-младшего, Матейса, Ван Дейка, Йорданса. А если еще останутся силы на осмотр «рубенсовского Антверпена», то тогда посетите один из немногих в Бельгии барочных храмов – церковь Святого Карла, построенный иезуитами в 1621 году по проекту Рубенса. Особый интерес представляют крипта, ризница и росписи сводов, выполненные самим художником.- Силы-то останутся, но найду ли я все самостоятельно? Слышал, что Антверпен совсем не прост с его многочисленными развязками, выездом в порт и прочим…
Город как бы поделен на две части: старый город, расположенный на правом берегу Шельды, и современный Антверпен на левом. Есть правда одна городская особенность: мосты заменены туннелями, пролегающими под Шельдой, поэтому, несомненно, нужно знать, куда едешь. Так что путешествуйте, в составе групп!
В отличие, от Брюгге, и в большей степени Гента, Антверпен не является городом-памятником одного стиля. Готика свободно сочетается со зданиями, и в стиле позднего Ренессанса, и барокко, и классицизма, и рококо, и арт-нуво. Яркий пример – Ратуша на Гроте Маркт, возведенная в середине 16 века. Вертикальная центральная часть в совмещении с горизонтальным членением является образцом фламандского Ренессанса и прекрасно гармонирует с соседними готическими зданиями Цехов и Гильдий, восстановленных от разрушений уже в веке двадцатом в неоготическом стиле. Тут же на площади, фонтан, 1887 года, воздвигнутый в честь гиганта Брабо – освободителя Антверпена.
- Легенда рассказывает о том, как в незапамятные времена на месте города стоял замок кровожадного Друона Антигона, обложившего окрестных жителей и мореходов, проплывавших по Шельде, непомерной данью. Тем, кто отказывался платить, он отрубал руку. Но однажды нашелся юноша Сильвио Брабо, который сам отрубил руку великану и забросил ее в реку. С тех пор возникший город зовется Антверпеном (ант – рука, верпен – бросать). Кстати, на центральной улице Мейр есть памятник, только уже современный, той самой «освобожденной руке». Монумент очень популярный среди туристов, и окруженный зданиями в стиле рококо, в которых нынче расположены всевозможные бутики.
Антверпен не менее очарователен, чем его средневековые фламандские собратья. Может, только четче повернут в сторону торговли и бизнеса. Не случайно в нем, в кривых улочках-лабиринтах сосредоточено так много зданий, некогда принадлежавших цехам и гильдиям и сохранившим свои былые названия. Например, Дом Мясников, невдалеке от старинной набережной – позднеготическое сооружение по проектам Вагермакере, крупнейшего архитектора 16 века. Попеременное использование красного кирпича и белого песчаника символизирует слои мяса и сала в тушах. На верхнем этаже проводились заседания цеха, внизу торговал магазин. Сейчас в здании Дома Мясников размещается Музей археологии и прикладных искусств.
Город ведь еще, помимо статуса алмазной столицы, и Мекки фламандской живописи (не забудьте заглянуть и в Королевский Музей изящных искусств – необычайно ёмкой коллекции фламандских художников), и город Высокой Моды, занимающий в модельном бизнесе одно из первых мест, и центр шоппинга всей Западной Европы, и совсем не похожий на своего древнего тёзку, ночной Антверпен (с обилием клубов, ресторанов, наисовременнейшего мега центра боулинга), и город-рынок (широко известны птичий и антикварные рынки). Но всё же: чем бы был Антверпен без своей многовековой истории?! По крайней мере, одним лишь из европейских городов…Разгадка его соборности – вместительность различных архитектурных стилей, исторических эпох и интересов всех без исключения слоев общества. Недаром, негласно Антверпен еще зовется Маленький Париж!
|